ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ




Основными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи. Согласно одно из теорий, японская татуировка «иридзуми» была заимствована у Китая, где она был известна еще в XI веке до н.э. По другой – татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившим по соседству с японцами, в период с 70 по 250 год до н.э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остается третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Дзимму (660 – 585 год до н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойатару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а падение – на 1868-й год, после запрета, изданного правителем эпохи Мейдзи – ревностного конфуцианца.

   

    Впрочем, межу этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью.

     Наиболее бросающаяся в глаз черта «японизма» в татуировке – это ее обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого-либо человека, в конце концов, походила на композицию в форме «кимоно» либо «распахнутого плаща». Такая татуировка плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней – заканчивается на бедрах. Принципам композиции, сформировавшимся еще в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне: 

     • Асимметрия, в отличие от тщательной симметрии прославленной классической татуировки маори с Новой Зеландии;

     • Введение множества мелких мотивов, которые иногда оплетают основные мотивы и плотно заполняют поверхность фрагмента тела;

     • Фигуративный характер ведущих мотивов;

     • Обведение большинства мотивов отчетливо вырисованным декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их, чтобы сделать похожими на композиции укийо-е;

      • заполнение поверхности мотивов красками интенсивной насыщенности, которые контрастируют друг с другом; 

    • использование своеобразных для татуировки средств выражения, на которые подтолкнула природа. Например, чтоб придать картине на теле визуальный эффект, подчеркивающий движение, использовались знания размещения мышц. Такие мышцы во время их напряжения и расслабления как бы придавали всей композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок использовались не для подчеркивания юмористических акцентов в рисунках, что было очень популярно в европейской татуировке у преступников, а как необходимые элементы мотивов, например, в качестве глаза дракона или же центра цветка;

    • динамичная трактовка некоторых композиций (например, единоборства самураев) и в то же время статичная трактовка других (например, фигур, плененных обаянием гейш);

    • заполнение пустующих мест в композиции геометрическим орнаментом либо отрывками из буддистских текстов; 

 

    Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев и других почерпнутых из фольклора личностей. Среди представленных растительных мотивов есть свои символы:

    • хризантема – символ настойчивости и решительности;

    • пион – символ богатства и успеха в жизни

    • цветок сакуры, у которой «лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина». Это символ проходящего времени и непрочности жизни;

    • лист клена, несущий в себе ассоциации подобно красной розе в европейской татуировке.

    К наиболее популярным представителям животного мира в татуировке следует отнести:

    • дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, то есть соединяющего противоположности;

    • карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика;

    • тигра – символа бесстрашия.

 

    Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотив, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела. Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов, встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актеры театра «Кабуки» и борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было представление воплощенных в портретах личностей под углом зрения «три четверти» и никогда – фронтально, что отвечало принятому в «укийо-е» принципу. Значительное число мотивов японской татуировки приписывают заимствованию у великого народа-соседа. Однако сила воздействия китайской татуировки на японскую намного слабее, чем влияние техники японской гравюры на дереве.

 

    Японские татуировщики-традиционалисты до сих пор избегают электрической машинки, которая, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение необходимой ловкости. Во время нанесения татуировки они пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка – комплект из тридцати иголок в форме пучка. Такая связка иголок называется «хари» и накалывает кожу со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Выполнение больших композиций разбивается на несколько недель, а то и месяцев – клиенту тяжело переносить боль, к тому же очень велико психологическое и физическое напряжение татуировщика, который не может в такой работе торопиться, подгонять события.

 

    Вся его работа делиться на пять фаз, у каждой своя специфика.

    • «Судзи» - на кожу наносится эскиз мотива и всей композиции при помощи черной туши или специального красителя.

    • «Отсуми» - инструментом с закрепленными на нем иглами выделяется и закрепляется контур рисунка.

    • «Бокаси» (оттенивание) – основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это облегчает достижение в наносимой композиции нужного наполнения цветом и необходимого тона.

    • «Тсуки-хари» («тсуки» - пробивать, «хари» - связка иголок) – неглубокое накалывание иголками отдельных фрагментов рисунка, без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются несколько глубже в тело.

    • «Хане-бари» («хане» - отскок, «бари» - процесс татуирования) заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубин накалывания при этом точно контролируется. Применение данной техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании композиции. «Хане-бари» наиболее сложная в технике японской татуировки.

 

    Чаще всего японские татуировщики используют черный и красный пигменты, реже – бронзовый и лишь в исключительных случаях зеленый и желтый.

    Популярность японской татуировки росла благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней не только артистические достоинств. Но и новый способ достижения экспрессии на сцене. Недаром она всегда воспринималась как искусство и форма украшения тела, а сами обладатели татуировки – как объекты, которыми следует восхищаться.

    В конце XVIII века одной из наиболее красивых татуировок мог похвалиться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV . По примеру актеров мода на красивые татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии.

    Период на рубеже XVIII - XIX веков можно назвать золотым веком японской татуировки. Возведенная в ранг изысканного искусства, она стала своеобразным признаком красоты тела и предметом для размышлений.

    Татуировка в Японии всегда помогала мужчине демонстрировать истинно мужские качества, свидетельствовала о его выносливости. Но есть и еще разновидность, которая в этом ряду держится особняком: женские татуировки – «какуси-боро», выполняемые путем втирания в разрезы на теле рисовой пудры. Японки прибегали к услугам хори (татуировщиков), чтобы изобразить на своей нежной коже доказательство вечной привязанности к возлюбленному. Они полюбили «негативную татуировку» за ее особенные свойства: незаметный для окружающих рисунок на теле проявлялся лишь после употребления алкоголя, купания или во время интимной близости.

    Сегодня же утраченные ранее традиции татуировки в Японии постепенно возвращаются. Это связано с популярностью тату в среде якудзи – японских гангстеров, организованных в банды. Делая себе татуировку, якудзи как бы исключают себя из нормального мира и в тоже время укрепляют сязи в самой преступной группировке. Разница между «гражданской» и «преступной» татуировками значительна из-за предпочтения последних к иконографии и мотивам японских азартных игр. И все-таки находятся в стране восходящего солнца настоящие мастера. Большинство из них до сих пор пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Оригинальность японской татуировки, как и гравюр школы «укийо-э» или театра «Кабуки», завораживает европейцев.

 

    Многие мастера пытаются воспроизвести в своих работах черты японского стиля: интенсивные, контрастирующие друг с другом краски, искусственно созданную асимметрию, продуманную композицию, символизм изображений. Но лишь единицам удается достичь удивительной экспрессии хори-моно – художественной татуировки Страны восходящего солнца. 



Создан 01 мар 2017